C&B (compensations and benefits) — систему льгот и мотиваций
HR-branding — работу над привлекательностью бренда работодателя
В крупных компаниях перечисленные функции могут выполнять разные отделы HR-подразделения. В небольших организациях один отдел или даже специалист часто делают все, везде и сразу.
Директор IBC Human Resources и президент Ассоциации Рекрутинговых Агентств Урала (АРАУ) Лариса Богданова советует сделать три шага, прежде чем начинать путь в профессии:
Определиться с направлением — что востребовано и перспективно на рынке труда и соотносится с вашими интересами.
Провести SWOT-самоанализ*. Какие профессиональные и гибкие навыки требуются для работы с персоналом, какие у вас уже есть, что необходимо усилить.
Составить план действий.
*SWOT-анализ — метод стратегического планирования, который состоит в оценке четырех факторов — сильные и слабые стороны (strengths и weaknesses), возможности (opportunities) и угрозы (threats).
Кого хотят видеть работодатели на позиции HR
Если просмотреть вакансии менеджеров по управлению персоналом, большинство из них будут похожи по требованиям, говорит Елена Калацей, директор по персоналу компании «Киберпротект».
Базовые требования к соискателям на должность HR
Образование чаще всего требуют профильное — управление персоналом. Далее идут психология, менеджмент, журналистика.
Опыт работы с полным циклом рекрутмента — 1-3 года, уметь описывать вакансии, размещать их, проводить интервью, владеть методиками оценки кандидатов.
Коммуникабельность.
Требования по работе с программами неспецифичны — обычно учат на месте. Профильное образование иметь не обязательно, считают эксперты. Многие специалисты приходят в HR из смежных сфер. Сама Елена Калацей пришла в HR, имея юридическое образование:
Екатерина Коровушкина, эксперт онлайн-школы «Психодемия», HR-консультант и КПТ-психолог тоже рассказала свою историю:
HR — это не просто поставщик людей в компанию, подчеркивает Андрей Иванов, директор агентства недвижимости «ЭТАЖИ» в Ростове-на-Дону:
Что нужно знать и уметь HR-у
Независимо от направления, есть список областей, знания в которых необходимы каждому специалисту по работе с персоналом:
Трудовое законодательство
Концепции управления персоналом
Психология и деловая коммуникация
Методы мотивации и оценки персонала
Проведение собеседований
Нормы кадрового делопроизводства (КДП)
К личным качествам, необходимым в профессии, эксперты относят:
коммуникабельность
лидерские качества и организаторские способности
уверенность в себе, стрессоустойчивость
аналитическое мышление
креативность
эмпатичность
способность быстро учиться
По мнению Елены Калацей, хорошим HR нельзя стать «раз и навсегда» — придется постоянно повышать квалификацию, учиться и переучиваться:
На кого учиться, чтобы стать HR
Есть три основных пути в профессию:
1. Получить профильное высшее образование по специальности «Управление персоналом». Такая специальность есть почти в любом вузе страны.
С марта 2022 действует новый профстандарт (приказ Минтруда от 09.03.2022 № 109н). Екатерина Коровушкина, обращает внимание на два важных изменения.
Раньше специалистам по подбору, развитию и обучению персонала было достаточно любого высшего образования и курсов повышения квалификации. Теперь они должны иметь: высшее профильное образование (бакалавриат) или высшее непрофильное + дополнительное профессиональное образование.
Для кадровиков появились требования к опыту работы. Кандидату со средним профессиональным образованием, кроме профпереподготовки, понадобятся минимум три года стажа в сфере управления персоналом.
2. Пройти специализированные HR-тренинги. Оптимальный вариант для тех, кто хочет перейти в профессию из смежной сферы.
3. Пройти практику на стартовой позиции. Начать HR-карьеру в направлении найма — классический путь. В дальнейшем можно развивать в нем или перейти на смежные функции.