Кем работать в онлайн-шопинге: востребованные профессии, вакансии и зарплаты
Новое лицо старых профессий
Маркетплейсы сформировали особую нишу на рынке труда. Как и офлайн-магазинам, им нужны закупщики, экономисты, юристы, маркетологи, логисты, кладовщики и другие специалисты — только с расширенным функционалом и поправкой на цифровую среду. Так, сотрудники ПВЗ (пункт выдачи заказов) должны грамотно вести товарный учет и параллельно общаться с клиентами — выдавать заказы, отвечать на вопросы о товаре, принимать претензии. Дизайнеры товарных карточек — не только красиво оформлять картинки и видео, но и анализировать рынок, выявлять УТП (уникальное торговое предложение).
Появились узкие специализации, например:
- seo-специалисты, которые продвигают карточки товаров на площадке
- копирайтеры для описания товаров
- юристы, защищающие продавцов в спорах с маркетплейсом
- фотографы, которые занимаются съемкой товаров
Максим Одинцов считает, что совсем новой можно назвать только профессию «менеджер по работе с маркетплейсами». Эти люди выполняют комплекс задач.
- Работают с интерфейсом: регистрируют аккаунт продавца, заводят карточки товаров, формируют поставки в системе, отслеживают заказы, отвечают на отзывы.
- Ведут финансы: проверяют отчеты реализации, разбираются с ошибками в начислениях, занимаются ценообразованием.
- Отвечают за оформление карточки: фото, видео, дизайн и инфографика.
- Занимаются продвижением товара: проводят seo-оптимизацию, настраивают внутреннюю рекламу на маркетплейсе.
- Контролируют складские запасы: рассчитывают объем поставок на склады, планируют даты поставок, следят за логистикой.
- Анализируют спрос и предложение, занимаются конкурентной разведкой.
Пример актуальной вакансии — оклад 130 тысяч рублей + процент, пятидневка, официальное оформление, оплачиваемые отпуска и больничные.
Линейные позиции и топ-менеджмент
В двух словах — нужны все и везде. Пройдитесь по своему району, наверняка увидите два-три ПВЗ, которых еще полгода назад не было. И так по всей стране. Больше заказов — больше рабочих рук для их обработки и доставки, узких специалистов и топ-менеджеров.
Антон Харламов отмечает, что к линейному персоналу на стартовые позиции требования минимальны, работодатели готовы взять кандидатов совсем без опыта, активно ищут людей по всем каналам — от сайтов вакансий до Telegram-каналов. В топе запросов курьеры, работники складов, операторы ПВЗ.
Совет: если ищете работу в этой сфере, наберите в поисковой строке на Зарплате.ру «маркетплейс» — увидите в выборке много предложений, например:
- сотрудник в сортировочный центр
- менеджер по отгрузкам
- кладовщик-упаковщик
- репутационный менеджер
- фотомодель
- менеджер по маркетплейсам
С другой стороны, идет битва за высококвалифицированных специалистов, в том числе управленцев и айтишников. Маркетплейс — это не только сайт-витрина, в нем куча подразделений, чью работу нужно оцифровывать. Поэтому нужны разработчики — frontend, backend, devOps, специалисты Data Science. Почуяв спрос, многие IT-компании сфокусировались на теме маркетплейсов. Например, команда Максима Одинцова много лет создавала и продвигала сайты, а теперь переквалифицировалась под потребности рынка, один из основных их продуктов — сервис аналитики.
Также нужны топ-менеджеры для управления процессами, к примеру:
Зарплаты и условия соблазнительные, при этом от кандидатов ждут релевантного опыта:
— Понимание работы маркетплейсов на уровне эксперта (схемы работы, поставки, возвраты, рекламации, конкуренты, реклама, SEO и т.п.). Знание WILDBERRIES обязательно!
Максим Одинцов отмечает, что в сфере онлайн-шопинга много фрилансеров, которые предпочитают удаленку.
А уж дизайнеры карточек, фотографы, копирайтеры еще меньше озабочены официальным трудоустройством. Как правило, это самозанятые или ИП — выполняют разовые работы по договору подряда и тут же ищут новых заказчиков.
А где учиться?
Сегодня из каждого утюга приглашают на тренинги и обучение в сфере маркетплейсов. К сожалению, эта ниша никак не регламентируется — нет единых профстандартов, зато есть легионы инфоцыган. Поэтому часто выпускники таких курсов обладают очень поверхностными знаниями и уходят из профессии при первых трудностях. Стоимость обучения на платной основе стартует от 15-20 тысяч рублей, учеба занимает несколько месяцев, чаще всего проходит полностью дистанционно.
Маркетплейсы стараются решить проблему: Ozon разработал обучающую платформу Ozon University, Wildberries запустил программу обучения менеджеров.
Но мало уметь заполнять карточку, надо анализировать конкурентов, понимать логику поисковых алгоритмов, разбираться в метриках рекламных кампаний и обладать знаниями из разных сфер: от психологии покупателя до интернет-маркетинга.
Антон Харламов советует найти работодателя, который готово обучать и давать возможности для развития.
Карьерная лестница здесь работает хорошо. Наберетесь опыта — и уже через несколько месяцев сможете претендовать на карьерный рост и прибавку к зарплате.
Ставьте 👍, если хоть раз задумывались о работе на маркетплейсах