Как стать соискателем, вызывающим доверие
Приходите «подкованным»
Банальный факт — всем работодателям приятно, когда их компания вызывает у людей интерес. Отсюда первый совет — потратьте немного времени перед собеседованием и наведите справки. Загляните на официальный сайт и в соцсети, найдите отзывы клиентов и сотрудников, интервью с топами. Посмотрите, какие еще вакансии сейчас открыты. Зачем это делать:
- Козырнете информацией на собеседовании и выделитесь среди других кандидатов.
- Сможете уловить ToV компании и настроиться на нужную волну.
- Больше узнаете о специфике бизнеса, оцените совместимость и перспективы.
Анастасия Феклистова, старший менеджер по персоналу в IBS, поясняет:
Поработайте над портретом
Нет, мы не про внешность — капитан Очевидность сто раз объяснял, что нужно приходить на собеседование чистым, аккуратно одетым и причесанным, без перегара. Это история про психологический портрет. Для каждой должности в компании есть список полезных качеств характера. Подумайте — какие они у вас, как их можно отобразить во внешности, поведении, голосе?
Интересный прием подсказывает Лиза Радина, сертифицированный тренер по развитию эмоционального интеллекта, 10+ лет в сфере управления и развития персонала.
Напишите пять характеристик, каким должен быть успешный сотрудник на позиции, на которую претендуете. Каждое прилагательное рассмотрите через призму:
- как это слово выражается через образ (прическа, макияж, стиль одежды)
- как проявляется в речи (тон, темп, тембр, слова)
Подчеркните в своем образе нужные качества.
Разберем простой пример: вы купили квартиру и выбираете дизайнера интерьеров.
Идеальный дизайн в вашем восприятии можно описать так: Светлый, теплый, уютный, просторный, мягкий.
Не дергайтесь
Дружелюбие и открытость — на максимум. Настороженность, нервозность, высокомерие — выключить до нуля. Да, собеседование само по себе стресс-фактор. Но если выйдете «с открытым забралом», не как на дуэль — сразу заработаете очки доверия.
Конечно, при найме все присматриваются друг к другу и осторожничают. Но кому понравится, если кандидат с порога ждет подвоха, относится с опаской к каждому вопросу, уходит в глухую оборону, хотя на него никто и не думает нападать? — размышляет наш постоянный эксперт Константин Митин, управляющий партнер компании «ИТ-координата».
Исключите из репертуара:
- дрожащий голос
- слишком быстрый темп речи, когда тараторите и"захлебываетесь«
- ускользающий или «зависший» взгляд
- закрытые позы
- суетливые движения
Анна Московченко — HR с 15-летним стажем, эксперт в подборе персонала — вспоминает:
Невербальные сигналы очень важны. Мария Мишанина, коуч и эксперт по переговорам, рекомендует клиентам заранее подготовить ответ для блока «Расскажите о себе» и записать на видео. Затем посмотреть, что получилось, и внимательно следить за языком тела. Если вдохновенно рассказываете, как легко решаете оргвопросы в команде, а кулаки непроизвольно сжимаются до побелевших костяшек — вам вряд ли поверят. На видео легко отследить и неуместные вздохи, которые нанимающий менеджер может расценить как высокомерие или раздражение.
Представители департамента найма агентства WEB ALTERNATIVE поделился, что в первую очередь всегда смотрят на руки. Человек может волноваться, перебирать пальцами, и в этом нет ничего страшного для первой встречи. Но есть позиции, для которых ярко выраженное волнение — стоп-сигнал и почти гарантированный отказ. Например, руководящие должности или сфера продаж — здесь уверенность в себе входит в обязательную программу.
Почитайте, как опытные рекрутеры оценивают жесты и мимику — тело расскажет о вас больше, чем думаете.
Запаситесь цифрами и фактами
Любая должность в компании нужна для решения бизнес-задач, прямо или косвенно влияет на прибыль. Поэтому рассказывать о предыдущем опыте лучше без лирики, с максимальной конкретикой.
Подготовьте четкий ответ, какие задачи и проблемы бизнеса умеете решать. Подкрепите доказательствами: дайте цифры, статистику, достижения, расскажите о проектах, которые внедряли или реализовывали, советует тренер по развитию эмоционального интеллекта Лиза Радина. Кейсы, отзывы, характеристики от бывших работодателей — в ту же копилку.
Ошибаетесь, если думаете, что именно ваши достижения нельзя выразить в цифрах. Любые результаты можно представить в формате «сколько сделано X за период Y» — вооружитесь советами, как это сделать.
Пожалуйста, не врите
Да, бывают моменты, которые хочется обойти — конфликт с начальником, провалы, ошибки. Если не удалось уйти от прямого вопроса, готовьтесь отвечать по-честному. Ложь рано или поздно вскроется, зачем рисковать репутацией? Работодателю зачастую важна не сама история, а ваше отношение к ней — как справились, какие выводы и уроки на будущее извлекли. Константин Митин вспоминает:
И главный совет, с которым согласны все эксперты: чтобы вызывать доверие в беседе, нужно оставаться собой, а лайфхаки и хитрые техники — всего лишь «косметика».
Отсыпьте👍, если пригодился хотя бы один совет или пример