Как жаловаться руководителю… На него же!
Говорить начальнику, что чем-то недовольны, можно и нужно, но конструктивно. Зарплата.ру расспросила HR и руководителей, как те относятся к критике и в каком виде ее лучше воспринимают.
Стоит ли говорить руководителю, что он не прав
Начальник, как и другие сотрудники может ошибаться, с ним тоже случаются профдеформация и выгорание. Квалифицированный сотрудник может быть в чем-то компетентнее босса, это нормально. Во всех этих случаях начальник рискует принимать неправильные управленческие решения, которых можно избежать.
Но и подчиненный не всегда владеет всей информацией и понимает, как то или иное решение связано с долгосрочными планами компании, как влияет на другие процессы. Что сотруднику кажется ошибкой, может быть может быть продуманной управленческой стратегией.
Перед тем, как давать обратную связь руководителю, разберитесь в своей истинной мотивации. Для этого подойдет упражнение 5 WHY.
5 WHY (5 «зачем» или «почему») — способ выявить первопричины проблемы, придуманный Сакити Тоедой, основателем «Тойоты». Нужно ответить себе на вопрос «зачем?», к ответу на него тоже задать вопрос «зачем?», так пять раз.
Нужно ли бояться реакции начальника
Спросите себя, что произойдет, если покритикуете руководство.
Исход 1: компетентный руководитель не воспримет обратную связь в штыки, даже если правильно ее дадите, но между вами исчезнет напряжение.
Александра Клименко
Как руководитель, я стараюсь сама постоянно запрашивать обратную связь в форме созвонов один на один, где обсуждаю с сотрудником в том числе и то, что он хочет от меня. И я стараюсь создавать в рабочих процессах моменты для обсуждения: чтобы человек мог сказать, как и что улучшить. Из этого понимаю потребность сотрудника и дальше думаю, что с ней можно делать. Но это будет работать только в атмосфере доверия, а не увольнения за каждое неверное слово.
Когда сама получала критику от подчиненных, было неприятно, обидно, что я пыталась сделать как лучше, а получалось наоборот, или не заметила какую-то простую вещь, ошиблась. В такой ситуации стараюсь смотреть на свое состояние, чтобы не оттолкнуть человека из-за своих личных проблем и переживаний, ведь он тогда перестанет приходить с обратной связью, что выльется в проблемы компании. Если чувствую, что не могу ответить в моменте, то прямо признаю «косяк» и откладываю разговор.
Дарья Кочкина, руководитель группы обучения и развития персонала FM Logistic
Я всегда за двустороннюю открытость. Выстраивать надо такую атмосферу в команде, чтобы сотрудники не боялись делиться обратной связью или своими опасениями, объяснять причины тех или иных управленческих решений. Если сотрудник чувствует, что руководитель разделяет его позицию, то лучший вариант — набраться смелости и все же поговорить один на один.
Анастасия Володина, HR-директор «Идеи и решения», Москва
У меня был случай: менеджер пожаловался, что его не слышат, а ему стало тяжелее работать. Мы выделили время на беседу, где я озвучила свою позицию, объяснила новые правила. Менеджер не знал, что контроль усилили в отношении не только его, но и остальных сотрудников, в том числе руководителей. Предложила вместе разобраться с планированием, чтобы можно эффективнее распределять ресурсы. В итоге конфликтная ситуация нас сблизила, появилось взаимопонимание, а недовольство сошло на нет.
Исход 2: руководитель некомпетентный, грубый или эмоционально нестабильный, но обратной связью вы даете ему шанс исправиться. Если это не владелец бизнеса, обратитесь в HR-отдел или к вышестоящему руководству. И там не получили помощи — задумайтесь о других вариантах трудоустройства.
Как действовать
Амира Васильева рекомендует сообщать руководителю о его ошибках по следующим правилам:
- Говорите не о человеке, а о процессе или предмете. Если хотите пожаловаться, опирайтесь на событие без оценки героя. Например: «Если сократят премию, это повлечет за собой...» или «Необоснованная критика снижает мотивацию».
- Объясняйте произошедшее через свои ощущения. Обычно при разговоре нам хочется сказать: «Это ты повысил голос», «Ты установил такие дурацкие правила», «Ты взял сотрудника, который не выполняет свои задачи». Но попробуйте начать с себя. Скажите о том, что происходит с вами. Например: «Мне некомфортно, когда на меня повышают голос», «Моя работа по таким правилам не эффективна, потому что...».
- Избегайте угроз и манипуляций. Очистите диалог от таких фразы, как: «Если еще раз так сделаете, то...», «Или меняйтесь, или я уйду!» Помните, что на манипуляциях невозможно построить долгосрочное взаимодействие, угрозы же отравляют отношения изнутри.
- Используйте правило «бутерброда». Начните разговор с чего-то хорошего, затем перейдите к проблеме, а заканчивайте снова на позитивной ноте. Например: «Мне нравится, как мы под вашим руководством сделали проект. Но оставаться после 18:00 для меня некомфортно, и я бы не хотела, чтобы это повторилось. Давайте рассмотрим возможные решения таких ситуаций. Может, стоит взять в команду еще одного сотрудника?»
- Выберите время и место. Лучше на индивидуальной встрече, без посторонних. Если сейчас вокруг руководителя есть другие события с эмоциональным накалом, лучше отложите разговор. Всегда уместно спросить: «Можно я сейчас дам обратную связь по ситуации?»
Говорить все как есть, не смягчить углы можно лишь в том случае, если намерены покинуть данную компанию или уйти от конкретного руководителя, но желаете светлого будущего для коллег, считает Наталья Берлатонова.
Если пока боитесь давать обратную связь своему руководителю, потренируйтесь на реакциях к статье