Как выстроить здоровую корпоративную культуру: разбираемся на примере «Пятёрочки»
Что такое корпоративная культура?
Существует много определений и типологий корпоративной культуры. Если говорить совсем просто, то это принятый в компании стиль общения, нормы поведения, взаимоотношений, которые разделяют большинство сотрудников. Нормы и внутренние правила организации формирует топ-команда.
Можно выделить несколько составляющих корпоративной культуры:
- Миссия, ценности
- Принятая система коммуникации и обратная связь
- Этические нормы, принципы и правила взаимоотношений на работе
- Система управления, лидерства, способы разрешения конфликтов
- Система признания и нематериальной мотивации
Зачем корпоративная культура компаниям?
Во-первых,сейчас многие крупные организации предлагают соискателям похожие условия: зарплата, соцпакет, бонусы, оформление по ТК. Если к перечисленному прилагается ещё и позитивная корпоративная культура, то это становится преимуществом перед конкурентами. Значит, бизнес развивается успешно, а рабочие процессы выстроены грамотно.
Во-вторых,в нестабильные времена корпоративная культура может стать опорой для коллектива. Психологический климат в команде, система мотивации сотрудников, устоявшиеся принципы решения спорных ситуаций и налаженная обратная связь помогают руководителям преодолевать кризисы.
В-третьих, при найме сотрудников корпоративная культура может стать «компасом» для HR и сэкономить время работодателю.
Четыре признака здоровой рабочей обстановки в современной компании
Сложная экономическая ситуация требует от руководителей гибкости. У «Пятёрочки» в фокусе следующие аспекты:
- Гибкость и адаптивность. Руководителям сейчас особенно важно не проявлять равнодушие: быть на связи с сотрудниками, подсказывать, делиться новостями, быть гибкими и адаптивными, сохранять спокойствие и мыслить рационально и поддерживать коллег. Мы регулярно проводим очные и онлайн-встречи с командами в каждом регионе присутствия. Кроме того, компания организовала интервью с гендиректором и прямую HR-линию, где топ-менеджеры ответили на волнующие сотрудников вопросы.
- Система нематериальной мотивации. Работать людей мотивируют не только стабильная зарплата и соцпакет. Важны признание, ощущение самореализации и оценка результата работы. Например, в «Пятёрочке» по итогам месяца, квартала и года выбирают лучших сотрудников, проводят конкурсы профмастерства для сотрудников розницы и логистики и просто дают возможность коллегам поблагодарить друг друга. Эта функция встроена в корпоративное приложение — можно нажать кнопку «Спасибо», и сотрудник узнает, что его работу оценили. Сервис «Спасибо» полностью автоматизирован. Всё это мотивирует людей, даёт понимание — они важны для компании, их труд больше, чем просто выполнение инструкций, плана и KPI, что очень важно в любой ситуации, особенно нестабильной.
- Культура партнёрства.В этом году мы сосредоточились на развитии культуры партнёрства. Это определённая философия, через которую компания усиливает ценность сотрудников, предоставляет им возможности влиять на бизнес-результаты и одновременно решать свои профессиональные, карьерные задачи. Культура партнёрства — это про ответственность, доверие и результат. В рамках культуры партнёрства планируется реализация сразу нескольких проектов. Один из них — «Директор магазина-партнёр» для директоров магазинов, которые при новой модели получают расширенные полномочия.
Перед директорами магазинов стоят чёткие задачи — сделать так, чтобы в их магазин регулярно приходили гости и всегда оставались довольны. Это поможет выполнять финансовые показатели и получить максимальную прибыль. Помимо фиксированного оклада, директор магазина-партнёр по итогам года получит премию, если улучшит плановые показатели.
4. Обратная связь и открытый диалог. Настройка внутренних коммуникаций важна на всех уровнях. Компаниям нужно выстраивать диалог с сотрудниками, честно, рассказывать о планах бизнеса, изменениях, перспективах. Наша сеть подошла к вопросу системно: запустила внутреннюю информационную кампанию на все каналы коммуникации — от соцсетей и мобильного приложения до онлайн-встреч. Это позволяет сотрудникам быть в курсе и следить за ситуацией.
Компания заботится об эмоциональном состоянии сотрудников, способствует оказанию, в том числе, профессиональной психологической помощи. Например, у нас каждый сотрудник сети может записаться к психологу онлайн через сервис телемедицины.
Как работают с корпоративным климатом в Зарплате.ру?
Об этом мы спросили у нашего HR-директора Веры Маневич. Она подтвердила слова коллеги из «Пятёрочки»: всё описанное выше очень важно для любой компании, особенно в нынешние времена. А ещё Вера рассказала, какие схемы внедрены в Зарплате.ру.
Про нематериальную мотивацию. Это у нас работает глобально — для всех сотрудников Зарплаты.ру, и локально — особые условия для разных департаментов. Например, компания всем оплачивает завтраки, оформляет ДМС, даёт возможность участвовать в профильных конференциях и пользоваться внутренней библиотекой. А внутри каждого департамента разработана дополнительная система мотивации по специфике отдела.
Про внутренние коммуникации.Это важнейшая часть работы любого HR: наладить быструю, качественную двустороннюю связь между сотрудниками на всех уровнях. Так формируется культура доверия, а команда становится сплочённой и вовлечённой.
Что касается фидбэка начальник — подчинённый, то Зарплата.ру поклонник системы
Про культуру партнёрства. В нашей команде не принято заниматься микроменеджментом — усиленным контролем над каждым сотрудником. Внутри коллектива действуют партнёрские отношения. Начальник готов помочь подчинённому, подстраховать его. Проактивность поощряется, есть и чек-пойнты. Не стоит воспринимать подобные поблажки в качестве полного карт-бланша для сотрудника :-)