«Ушла и переманила за собой клиентов»: как работодателю обезопасить себя при увольнении ключевого сотрудника
Грамотное положение о коммерческой тайне защитит от утечек информации даже после увольнения работника. Исключение, если экс-сотрудник — профи, за которым клиенты убегут сами. В новой статье вместе с юристами объясняем, как при помощи отдельных пунктов в договоре и программ сохранить секреты фирмы.
У многих компаний есть уникальная внутренняя информация, которая дает конкурентные преимущества. Например, это могут быть рецепты и технологии производства товаров, данные о клиентах и поставщиках.
❗️ Меры по защите информации нужно принимать заблаговременно. Контролировать бывшего работника после расторжения трудового договора практически невозможно.
Только не вздумайте вводить штрафы для сотрудников за разглашение коммерческой тайны — такого вида дисциплинарного взыскания нет в законодательстве РФ. Рискуете отвечать перед судом не только за то, что выписали работнику штраф, но и за то, что ввели санкции. Зато ограничительный срок, в течение которого сотруднику нельзя раскрывать информацию из коммерческой тайны, можно указать любой — хоть пять лет, хоть пятьдесят.
❗️Важное уточнение от Сергея — не включайте в трудовой договор положения, которыми запрещаете экс-работнику устраиваться к конкуренту или открывать собственный бизнес в аналогичной сфере. Свобода труда гарантирована Конституцией РФ, и ни один суд не признает запрет законным.
Служба безопасности, софт, беседы тет-а-тет
Коммерческую тайну можно и нужно охранять и в рабочем процессе. Для этого многие компании принимают комплекс мер:
✔️ Хранят документацию в сейфах
✔️ Устанавливают видеонаблюдение
✔️ Ограничивают доступ к интернету на некоторых компьютерах и блокируют USB-порты
✔️ Ведут журналы учета
✔️ Записывают разговоры по рабочим телефонам
Однако ни одна мера не гарантирует стопроцентную защиту.
Пример № 1: украденные бухгалтерские базы
Поделился информацией генеральный директор сети офисов юридическо-бухгалтерского сопровождения бизнеса —
У нас каждый клиент — VIP. Я прививаю такое отношение команде: все равны. В общей базе клиентов есть мои одноклассники, соседи, родственники, постоянные клиенты и те, кто обратился единожды. Эта база нарабатывалась годами, поэтому очень ценная для нас. Моя требовательность в работе сказывается на сотрудниках.
Один бухгалтер систематически опаздывал на работу. Я высказал недовольство, а она в отместку написала заявление на увольнение. Через месяц позвонил постоянный клиент: «Ваш бухгалтер предлагает перейти к ней на личный учет». Он не согласился, но ведь кто-то перешел.
Следующий бухгалтер грубо нарушал условия договора аутсорсинга услуг. После второго моего предупреждения психанул: «Увольняюсь». На следующее утро этот сотрудник через удаленный доступ зашел на свой рабочий ПК из дома и... стер бухгалтерские базы! Подготовился заранее — с вечера не выключил компьютер. Мы восстановили информацию к обеду. Обращение в ОБЭП не помогло — не докопаешься.
Решение ситуации: перенести бухгалтерские базы на сервер, выдать бухгалтерам разные права доступа. Это касается и CRM-систем: есть возможность установить запрет на экспорт баз контактов.
На примере бухгалтерских услуг нашей компании рекомендую вносить в трудовой договор следующий текст:
Работник понимает, что «Клиентская база» — собственность Работодателя, и не имеет права во время действия Договора с целью ведения самостоятельной предпринимательской деятельности в информационной базе «1С» и CRM-системе: копировать, сохранять, изменять, удалять реквизиты контактных лиц Клиентской базы (номера телефонов, электронные адреса).
Даже несколько пунктов в договоре не спасут. Необходимо использовать IT-сервисы и проговаривать это при приеме на работу — строго, но в рамках разумного: базу скопировать не получится, мы узнаем даже о попытках, и последствия будут незамедлительными.
После того, как мы ввели перечисленные меры, ситуация в компании стабилизировалась, а на базы больше не покушались.
Пример № 2: ушла и переманила за собой клиентов
Часть сотрудников, бывших и настоящих, не рискнет нарушать договор о коммерческой тайне, опасаясь судебных разбирательств. Но, как видим, этот пункт можно изящно обойти. Вот еще один пример из жизни.
Татьяна была классным мастером «по ноготкам» в одном из Ульяновских салонов красоты. К ней записывались за неделю, приезжали из соседних районов. Помимо основной работы, брала и частные заказы, принимала у себя дома. Но летом 2022 года у нее случился конфликт с работодателем, Татьяна уволилась и ушла в «свободное плавание», прихватив с собой сочный кусок клиентской базы.
Учитесь на чужих ошибках — из-за пустякового конфликта хозяйка салона потеряла и ценного сотрудника, и часть постоянных клиентов. В этом случае не помогли бы ни трудовой договор, ни дополнительное соглашение. Ведь Татьяна не использовала и не распространяла контакты клиентов из базы салона, а всего лишь поделилась своим номером телефона 🙄
Подобные истории — не редкость в индустрии красоты. В Новосибирском салоне KIAN мастер при увольнении переписала номера клиентов, после чего хозяйка бизнеса настроила CRM-систему для клиентской базы и ограничила к ней доступ.
Подытожим — если дорожите секретной информацией компании, подстрахуйтесь заранее:
👉 Проконсультируйтесь с юристами и добавьте пункт о коммерческой тайне в трудовой договор или локальный акт, составьте соглашение о неразглашении
👉 Укажите срок, в течение которого будет действовать запрет
👉 Обеспечьте контроль действующих сотрудников, привлеките службу безопасности
Но идеальной защиты в этом вопросе еще не придумали. Поэтому лучшее решение — вдумчиво подбирать сотрудников и создать им такие условия, чтобы не хотелось ни увольняться, ни наносить вред компании 😉