«Ушла и переманила за собой клиентов»: как работодателю обезопасить себя при увольнении ключевого сотрудника

Грамотное положение о коммерческой тайне защитит от утечек информации даже после увольнения работника. Исключение, если экс-сотрудник — профи, за которым клиенты убегут сами. В новой статье вместе с юристами объясняем, как при помощи отдельных пунктов в договоре и программ сохранить секреты фирмы.

У многих компаний есть уникальная внутренняя информация, которая дает конкурентные преимущества. Например, это могут быть рецепты и технологии производства товаров, данные о клиентах и поставщиках.

❗️ Меры по защите информации нужно принимать заблаговременно. Контролировать бывшего работника после расторжения трудового договора практически невозможно.

Работодатель должен помнить о защите ценной для бизнеса информации при приеме новых работников. Сотрудникам нужно представить соглашение о коммерческой тайне, где указано, что является конфиденциальной информацией на предприятии. Также компания может заключить локальный акт с работником с запретом на передачу, распространение и любое использование персональных данных клиента, которые стали известны второму при выполнении работы
Жанна Закирова — эксперт в трудовом праве, основатель консалтингового центра «Закирова и партнеры»

Только не вздумайте вводить штрафы для сотрудников за разглашение коммерческой тайны — такого вида дисциплинарного взыскания нет в законодательстве РФ. Рискуете отвечать перед судом не только за то, что выписали работнику штраф, но и за то, что ввели санкции. Зато ограничительный срок, в течение которого сотруднику нельзя раскрывать информацию из коммерческой тайны, можно указать любой — хоть пять лет, хоть пятьдесят.

Ограничение будет действовать весь указанный срок, в том числе и после расторжения трудового договора.
Сергей Гебель — генеральный директор юридической компании «Гебель и партнеры».

❗️Важное уточнение от Сергея — не включайте в трудовой договор положения, которыми запрещаете экс-работнику устраиваться к конкуренту или открывать собственный бизнес в аналогичной сфере. Свобода труда гарантирована Конституцией РФ, и ни один суд не признает запрет законным.

Служба безопасности, софт, беседы тет-а-тет

Коммерческую тайну можно и нужно охранять и в рабочем процессе. Для этого многие компании принимают комплекс мер:

✔️ Хранят документацию в сейфах
✔️ Устанавливают видеонаблюдение
✔️ Ограничивают доступ к интернету на некоторых компьютерах и блокируют USB-порты
✔️ Ведут журналы учета
✔️ Записывают разговоры по рабочим телефонам

Однако ни одна мера не гарантирует стопроцентную защиту.

Несколько лет работал в автосалоне, где мы продавали машины с пробегом. Служба безопасности была суровой, но они физически не могли уследить за всеми делишками, которые проворачивали менеджеры по продажам. Например, если на склад попадала машина в действительно отличном состоянии, с маленьким пробегом, с запасом прочности по износу — эта информация сразу разлеталась по «своим». Можно было договориться с ребятами из отдела подготовки и с менеджерами по оценке. Стоимость занижали, а потом продавали тому, кому нужно.
Наш читатель Алексей

Пример № 1: украденные бухгалтерские базы

Поделился информацией генеральный директор сети офисов юридическо-бухгалтерского сопровождения бизнеса — «Бизнес диалог»=, автор книги «Инструкция номер ноль» Сергей Кирилловский.

У нас каждый клиент — VIP. Я прививаю такое отношение команде: все равны. В общей базе клиентов есть мои одноклассники, соседи, родственники, постоянные клиенты и те, кто обратился единожды. Эта база нарабатывалась годами, поэтому очень ценная для нас. Моя требовательность в работе сказывается на сотрудниках.

Один бухгалтер систематически опаздывал на работу. Я высказал недовольство, а она в отместку написала заявление на увольнение. Через месяц позвонил постоянный клиент: «Ваш бухгалтер предлагает перейти к ней на личный учет». Он не согласился, но ведь кто-то перешел.

Следующий бухгалтер грубо нарушал условия договора аутсорсинга услуг. После второго моего предупреждения психанул: «Увольняюсь». На следующее утро этот сотрудник через удаленный доступ зашел на свой рабочий ПК из дома и... стер бухгалтерские базы! Подготовился заранее — с вечера не выключил компьютер. Мы восстановили информацию к обеду. Обращение в ОБЭП не помогло — не докопаешься.

Решение ситуации: перенести бухгалтерские базы на сервер, выдать бухгалтерам разные права доступа. Это касается и CRM-систем: есть возможность установить запрет на экспорт баз контактов.

Также советую установить на рабочие компьютеры программу для отслеживания деятельности пользователя. Настроить триггеры, которые при срабатывании отправляют руководителю уведомление на почту.
Сергей Кирилловский

На примере бухгалтерских услуг нашей компании рекомендую вносить в трудовой договор следующий текст:

Работник понимает, что «Клиентская база» — собственность Работодателя, и не имеет права во время действия Договора с целью ведения самостоятельной предпринимательской деятельности в информационной базе «1С» и CRM-системе: копировать, сохранять, изменять, удалять реквизиты контактных лиц Клиентской базы (номера телефонов, электронные адреса).

Даже несколько пунктов в договоре не спасут. Необходимо использовать IT-сервисы и проговаривать это при приеме на работу — строго, но в рамках разумного: базу скопировать не получится, мы узнаем даже о попытках, и последствия будут незамедлительными.

После того, как мы ввели перечисленные меры, ситуация в компании стабилизировалась, а на базы больше не покушались.

Пример № 2: ушла и переманила за собой клиентов


Часть сотрудников, бывших и настоящих, не рискнет нарушать договор о коммерческой тайне, опасаясь судебных разбирательств. Но, как видим, этот пункт можно изящно обойти. Вот еще один пример из жизни.

Татьяна была классным мастером «по ноготкам» в одном из Ульяновских салонов красоты. К ней записывались за неделю, приезжали из соседних районов. Помимо основной работы, брала и частные заказы, принимала у себя дома. Но летом 2022 года у нее случился конфликт с работодателем, Татьяна уволилась и ушла в «свободное плавание», прихватив с собой сочный кусок клиентской базы.

Я согласовала мини-отпуск с хозяйкой салона, а она мне в последний момент сказала, что планы меняются, придется перенести на другие даты. У меня тоже были планы. Разговор пошел на повышенных тонах, в итоге разругались. Я на эмоциях тут же заявление написала. Постоянным клиентам объяснила ситуацию, многие просили мой контакт, я охотно давала личный номер. И с тех пор уже год как бывшие «салонные» клиенты записываются ко мне на дом. Если просяду по деньгам, всегда могу устроиться в какой-нибудь другой салон, меня в городе знают, еще и клиентов приведу с собой.
Татьяна

Учитесь на чужих ошибках — из-за пустякового конфликта хозяйка салона потеряла и ценного сотрудника, и часть постоянных клиентов. В этом случае не помогли бы ни трудовой договор, ни дополнительное соглашение. Ведь Татьяна не использовала и не распространяла контакты клиентов из базы салона, а всего лишь поделилась своим номером телефона 🙄

Подобные истории — не редкость в индустрии красоты. В Новосибирском салоне KIAN мастер при увольнении переписала номера клиентов, после чего хозяйка бизнеса настроила CRM-систему для клиентской базы и ограничила к ней доступ.


Подытожим — если дорожите секретной информацией компании, подстрахуйтесь заранее:

👉 Проконсультируйтесь с юристами и добавьте пункт о коммерческой тайне в трудовой договор или локальный акт, составьте соглашение о неразглашении

👉 Укажите срок, в течение которого будет действовать запрет

👉 Обеспечьте контроль действующих сотрудников, привлеките службу безопасности

Но идеальной защиты в этом вопросе еще не придумали. Поэтому лучшее решение — вдумчиво подбирать сотрудников и создать им такие условия, чтобы не хотелось ни увольняться, ни наносить вред компании 😉