Как обеспечить устойчивость коллектива в стартапе на фоне любых новостей
При внешних и внутренних потрясениях мотивацию сотрудников помогают сохранять крепкие отношения в команде. Казалось бы, это база, но далеко не для всех руководителей и эйчаров. Почему человечность вышла на первый план в работе и найме, что учесть молодому бизнесу, чтобы не растерять специалистов, поделилась операционный директор платформы автоматизации агентских продаж TYMY Ольга Бернацкая.
С чем столкнулся бизнес
Мы живем в эпоху новостей, к которым сложно подготовиться, а касаются они каждого. Люди постоянно оказываются перед сложными событиями и решениями. Стартапы максимально чувствительны к настроению коллектива и отдельных его членов. Активный рост нашей команды пришелся на бурный 2022-й и продолжается в 2023-м.За это время мы прошли:
- старт частичной мобилизации
- релокацию сотрудников
- временное сокращение доходов у половины команды и оптимизацию оставшейся
- резкие скачки валют и многочисленные изменения ключевой ставки, что для нас особо чувствительно — работаем с банковскими продуктами
Каждый раз удавалось находить решения, которые устраивали обе стороны. Уже полтора года мы собираем свою систему поддержки коллектива в турбулентность. На вопрос: «Готовы ли мы к новым внезапным поворотам?» — сегодня могу ответить — скорее да, чем нет.
Мгновенно реагируем на нестабильные настроения в команде
Тщательно оценивайте всю новую информацию, чтобы направлять сотрудников в конструктивное русло, снижать влияние хаотичных идей.
Когда происходит очередное резонансное событие, хаоса внутри команды избежать не получается. Вопрос в том, как это решать. В сентябре 2022-го, когда в России объявили частичную мобилизацию, внутри нашей команды было много волнений и вопросов. «Как и куда купить билет? Выпустят за границу или нет?» Запрашивали командировочные справки, звонки и обсуждения не прекращались. Многие поддавались информационному шуму, читали обсуждения в телеграм-чатах и принимали не самые логичные решения.
Как показала практика, часто можно найти эффективное и недорогое решение. В дальнейшем оно окупается — мы получаем вовлеченного сотрудника с высоким уровнем доверия компании, усиливаем HR-бренд.
Тогда мы оперативно пересмотрели условия трудовых договоров с теми, кто решил релоцироваться. Добавили в условия дистанционный формат работы.
Когда Минцифры начало принимать от сотрудников аккредитованных ИТ-организаций заявления на отсрочку от мобилизации, мы постоянно были на связи. Готовили необходимые справки, показывали, как сотрудники подают заявления, следили, чтобы они делали все правильно и вовремя. Если человек предлагал схему, которая несла риски для компании, мы спокойно и аргументировано отвечали, что сделать этого не можем, старались отговорить принимать опрометчивые решения. Тем более, в половине случаев оказывалось, что предложенная схема не работала. Зато помогала поддержка и возможность выговориться.
Сокращаем дистанцию «начальник-подчиненный»
Меньше формализма между руководителями и сотрудниками — меньше тревожности в команде.
Простое человеческое общение ценно всегда, даже среди людей технических специальностей. Казалось бы, очевидная истина, но именно проблемы с коммуникацией и изолированность руководства от команды часто становятся главной причиной сбоев в процессах.
Мне довелось пережить несколько кризисов в крупных компаниях с централизованной HR-коммуникацией. Но если в случае с крупным бизнесом часто нет другого выбора, то в небольшой команде, как наша, можно выбрать иную стратегию — запустить индивидуальный подход и сократить дистанцию «начальник-подчиненный».
«В период турбулентности руководителю даже приходится брать на себя функции психотерапевта».
Мы постоянно были на связи, говорили с сотрудниками на любые темы. У меня на расстоянии вытянутой руки были четыре человека. Каждый день спрашивала у них, как дела, чем могу помочь, назначала задачи, делала напоминания. У других топ-менеджеров была та же ситуация.
Сначала — процессы
Концентрация на срочных текущих задачах помогает отвлечься от паники.
Несмотря на то что мы небольшая компания, у нас нет возможности куда-то задвинуть срочные задачи — бизнес-процесс просто не дает такой опции. Кроме того, что мы занимаемся сохранением бизнеса и команды, нам также важно держать обслуживание клиентов на должном уровне. Так что все задачи по поддержке коллектива легли дополнительной нагрузкой на HR-команду, ключевых сотрудников и CEO. Зато получилось сохранить производительность и не сбить процессы по основной работе.
Но все это сложится только в том случае, когда уже наладили рабочий режим:
- действует график регулярных встреч, которые синхронизируют работу
- задачи и дедлайны на контроле
- все члены команды понимают ответственность друг перед другом в своих функциях
Часто требования к должности вырастают быстрее, чем способность отдельного сотрудника на своем месте полноценно их контролировать. Тогда возникают эксперименты — вводим параллельные позиции и разделяем задачи между действующим сотрудником и вакансией.
Материал по теме: «Хьюстон, у нас проблема»: как сообщать подчиненным плохие новости
Делаем ставку на личные качества
При прочих равных сотрудники всегда выберут компанию, где работают приятные им люди.
Человеческий фактор и харизма, определяющие климат в коллективе, много значат и в стабильное время, но в кризисное — особенно. Люди тянутся к людям, потому что чувствуют общность целей и интересов, считывают спокойствие и надежность, проникаются уверенностью в завтрашнем дне. Да, на конкурентном поле безусловно помогает публичная информация о нас, но на этапе отбора и финального решения о сотрудничестве мы вкладываемся именно в общение с кандидатом. Наш рекрутер погружена в ИТ, ей интересны термины и специфика. Поэтому при коммуникации с соискателями у нее не возникает недопонимания.
Отсюда и принципы формирования команды. Никакие антикризисные меры не помогут, если коллектив состоит из немотивированных людей.