«В вакансии писали про офис в центре Москвы, а оказалось — он у МКАД»: ошибки, которые пятнают репутацию работодателя
Угрозы для имени компании поджидают рекрутеров и руководителей на разных этапах подбора сотрудников. Объясняем, как укомплектовать штат и сохранить бренд-репутацию чистой.
Что может отпугнуть соискателя в вакансиях
- Не озвучиваете зарплатную вилку — соискатели думают, что хотите «купить подешевле».
- Непонятно описываете условия и обязанности.
- Указываете только требования и обязанности, а из «плюшек» исключительно оклад и печеньки в офисе.
- Смешиваете должностные обязанности разных сотрудников. Например, ищете бухгалтера с функцией юриста, кадровика, кассира и менеджера в одном лице.
- Допускаете много ошибок в тексте.
- Позиционирует себя как новатора, но зациклились на дизайне сайта и соцсетей компании в стиле «нулевых».
- Сведения в вакансии не соответствуют реальности.
Материал по теме: Как работодателю укомплектовать штат после шквала негативных отзывов о себе
На собеседовании и во время предварительного общения
Казусы могут случиться и когда приглашаете кандидата на собеседование, и не всегда по вине рекрутера. Два таких случая рассказала Надежда Нечаева, руководитель отдела персонала МФК «Честное слово»:
На самом собеседовании кандидата могут оттолкнуть:
- резкие ответы на его вопросы
- слишком заумные методики интервью с использованием психологических приемов и тестов из интернета
- общение не на равных, а «сверху вниз»
- провокационные или слишком личные вопросы
О грубости, некорректных вопросах, «стресс-интервью» все узнают достаточно быстро, и это приведет к оттоку кандидатов, — добавляет Анна Цкриалашвили. — Если собеседование проходит в офисе, то у кандидата есть возможность своими глазами увидеть рабочее место. Можно очень просто уничтожить HR-бренд, если вместо современного здания с хорошим ремонтом, вы приведете сотрудника в обветшалый подъезд с неработающим лифтом. В этом случае не спасет даже вид на Кремль.
При адаптации
Если новичка оставить «грести» самостоятельно в незнакомом коллективе, он может не справиться, считает Надежда Нечаева. Надо обязательно давать новому сотруднику прямого наставника, периодически узнавать мнение трудоустроившегося о рабочем месте, обязанностях, коллегах.
Николай Ившин, финансист, основатель агентства финансовых директоров «Финсовет»
В итоге сотрудница потратила много энергии и выгорела. А клиент не получил того, что хотел: ни результата, ни качественного продукта, и высказал нам все это в неприятной форме.
Мы рисковали репутацией и перед клиентом, и перед сотрудницей, которая могла бы сказать, что мы недостаточно объяснили ей функционал и не обеспечили должный контроль. Но мы вовремя приняли меры. Сотруднице не только выплатили все вознаграждение, но и добавили премию, расстались с ней на хорошей ноте. А клиенту признались в своем просчете, назначили ему другого финансиста и вскоре все привели в порядок.
При увольнении
Мнение Анны Цкриалашвили
Прощаться нужно легко. Сотрудник, который ушел с обидой в душе, обязательно напишет о вас отрицательный отзыв. Каждый из них — минус в копилку HR-бренда. Обязательно проводите exit-интервью (выходное интервью при увольнении), старайтесь снять напряжение с человека перед тем, как тот покинет компанию. Не забывайте и про все положенные выплаты: денежные вопросы всегда стоят остро, а репутация «мошенников» распространяется быстро.
Материал по теме: Как удержать сотрудника при помощи stay-интервью
Татьяна Евдокимова, директор по персоналу ZeBrains
После испытательного срока одной сотрудницы, под ее компетенции не нашлось проектов, и та отправилась на «скамейку запасных». Молодая и амбициозная новая коллега в резких выражениях рассказала о недовольстве своему руководителю. За этой сотрудницей закрепилась сомнительная слава у руководства ее отдела. Из-за этого девушку не привлекали на ответственную работу, не давали задач, где есть взаимодействие со смежными направлениями.
Новенькая достаточно быстро поняла ситуацию и оценила свой статус в компании. Моя попытка с ней поговорить ни к чему хорошему не привела: для сотрудницы это был сигнал, что за ней «прислали санитаров». Мы с ней расстались. Плохих отзывов она не оставляла, но допускаю, что, если бы ей задали вопрос про впечатления о компании, ничего хорошего она бы не рассказала. Из этой ситуации я сделала несколько выводов:
- Надо видеть точки напряжения заранее. Нам для этого прямо сейчас помогают опросы сотрудников и тимлидов.
- Если проблема прорисовывается, не нужно считать, что руководитель сотрудника ее решит. Нередко голова менеджера занята совершенно другими вещами.
- Детали о точках напряженности надо узнавать и у руководителя, и у сотрудника. По итогам выходного интервью мы получили несколько ценных инсайтов от сотрудницы, провели собственное «расследование» и установили, что ее руководитель тоже способствовал накалу обстановки. По итогам произвели ряд необходимых решений, чтобы сложившаяся ситуация не повлияла на других сотрудников отдела. Но такие моменты HR должен уметь замечать заранее.
Поставьте 👍, если понравилась статья.