Борьба с текучкой и рост прибыли в придачу: как правильно запускать психологическую поддержку для сотрудников
Владелец мебельной фабрики пригласил в команду психолога, но почти все работники без объяснения причин отказались общаться со специалистом после первой сессии. Разбираем типичные ошибки и важные инсайды работодателей, которым небезразличны ментальное состояние их персонала и здоровые отношения в коллективе.
Почему работодателю необходимо заботиться о психологическом состоянии сотрудников
Польза психологической грамотности сотрудников вполне материальна, уверена Алеся Бикбулатова, психолог и старший менеджер по обучению компании ICL Services.
По оценке Всемирной организации здоровья, депрессия и тревога ежегодно
В аналогичном исследовании начала 2022-го
Зачем работодатели нанимают психологов для сотрудников:
- предотвратить выгорание, помочь сотрудникам восстановиться после выгорания
- снизить тревожность в команде
- сократить текучку кадров
- усилить HR-бренд
Как измерить эффект от психологической помощи
Основной показатель эффективности от работы команды с психологом — вовлеченность сотрудников, ее отслеживают чаще всего, уточняет Александр Комков.
Как следует из
Как разные компании предоставляют психологическую помощь сотрудникам
Алеся Бикбулатова
В нашей компании консультации психолога входят в ДМС. Также в обучающих программах есть тренинги о ментальном здоровье, эмоциональном интеллекте, о том, как работать со стрессом.
Татьяна Вавилова, директор Института личностного и человеко-ориентированного развития
На мой взгляд, в образовании риск эмоционального истощения выше, чем в других сферах. Чтобы снизить тревожность и предотвратить выгорание, мы ввели интервизии.
Расходимся после таких сессий с чувством удовлетворенности. Подчеркну, что мы маленькая частная школа, на интервизии собираемся в среднем по девять человек. Мы единомышленники, уважаем друг друга за профессионализм и преданность делу.
Валерия Чертовикова, CEO группы компаний Black Square Group, специалист по корпоративному обучению и коммуникациям
У нас работа с психологом появилась в пандемию. Сотрудникам требовалась поддерживающая атмосфера, и мы ввели еженедельные ресурсные встречи. Так как мы онлайн-университет психологии и саморазвития, нужный специалист у нас уже был.
Плюсы, которые мы заметили сразу после запуска психологической поддержки:
- Сотрудники ощутили безопасность, заботу работодателя.
- Установилась благоприятная и спокойная атмосфера, работники стали выстраивать теплые и дружеские отношения.
- Эффективность команды и каждого сотрудника сохраняются или растут.
- Укрепилась корпоративная культура.
- Выросли и продолжают увеличиваться вовлеченность и лояльность специалистов.
Поддержание психического здоровья сотрудников тесно связано с их способностью адаптироваться к изменениям. Стрессоустойчивые и гибкие к нововведениям специалисты становятся более продуктивными и востребованными на рынке труда, полезными бизнесу.
Татьяна Рожкова, директор по социальной политике Группы НЛМК
В нашей компании успешно работает программа поддержки благополучия сотрудников в трудных и экстренных ситуациях. Услуги оказывает привлеченный подрядчик.
Программа работает в формате мобильного приложения. Сотрудники регистрируются через табельный номер и потом могут записаться на прием к нужному специалисту. Консультации проходят в форме аудиобеседы или письменно в чате, все зависит от сложности вопроса. Кроме сотрудника программой могут пользоваться и его близкие родственники: супруги, дети и родители.
Услугами поддержки благополучия уже воспользовались 3500 сотрудников, от которых мы получили массу положительных отзывов на корппортале.
Иногда штатный психолог — не лучшее решение
Александр Синеркин, владелец мебельной фабрики «Форт», бизнес-наставник, автор книги «50 кирпичей успеха» рассказал такую историю:
Моя фабрика находится в Ульяновске, коллектив — 200 человек. Я пригласил в город психолога, с которой до этого сам успешно работал. Она прилетела из Новосибирска и жила в Ульяновске почти год. Работала с двумя десятками человек — топ-менеджерами компании и моими близкими родственниками.
Результат: почти все топ-менеджеры отказались работать с психологом после первой сессии без объяснения причин.
Какие выводы я сделал:
- Не всегда психолог, который подходит одному человеку, подойдет и другому. Поэтому вариант с подбором одного специалиста на весь коллектив — нельзя считать стопроцентно удачным.
- Нельзя заставлять человека работать с психологом, если у того нет запроса, он не готов «доставать из себя тараканов». Работа с головой — это самая сложная работа, для которой нужно созреть морально.
Это был спорный опыт, но я, как руководитель, вижу, что и он не прошел даром. Психолог все же была профессионалом, она «снесла» некоторые барьеры, которые мешали людям достигать своих целей, помогла им стать увереннее и спокойнее. Сами сотрудники эти изменения в себе не связывают с работой психолога, но я со стороны вижу прямую зависимость. Надеюсь, что мне удалось заложить в своих специалистах зерно, и в будущем они сами обратятся к психологам.
Штатный психолог подойдет для компании до 50 человек, которая может это себе позволить, — добавляет Алеся Бикбулатова. — Для крупных холдингов и корпораций решение будет спорным, по крайней мере, с точки зрения консультирования.
Для каких задач штатный психолог отлично подойдет:
- повышать психологическую грамотность работников — групповые сессии, мастер-классы, тренинги
- диагностировать ментальное состояние персонала
- консультироваться при подготовке обучающих программ
Поставьте 👍 , если в вашей компании есть психологическая помощь, или же вы планируете ее ввести.