Как организовать новичкам адаптацию, чтобы они остались в компании надолго
Заманить хорошего специалиста в компанию — половина дела. Надо ещё и удержать его. Начните с онбординга.
Зачем нужна адаптация
Специалисты в большинстве своём уходят из компании, потому что не понимают корпоративную культуру компании, если их ожидания от организации не совпадают с реальностью, уверена совладелица и финансовый директор торгово-строительной компании «Гельстер» Оксана Смущенко.
Методы онбординга
Ошибочно полагать, что онбординг нужен только начинающим специалистам. Директор по развитию компании Uniweb Елена Родионова подчёркивает, что даже людям с большим опытом порой сложно разобраться в специфике компании.
Рабочее место
У сотрудника должно быть всё для работы: от стола до письменных принадлежностей и компьютера, если это офис, и иного оборудования, инвентаря для выполнения должностных обязанностей. Вещи следует подготовить к моменту трудоустройства нового сотрудника.
Знакомство с командой и офисом
В первый день эйчар или руководитель могут позвать нового специалиста на обед, попить с ним кофе, пообщаться, чтобы снять барьеры и дать новичку почувствовать себя частью коллектива.
Не помешает прогуляться вместе по офису и показать, кто где сидит, а если сам специалист или ключевые сотрудники работают удалённо, организуйте созвон. Когда набираете персонал регулярно, то экскурсии и созвоны можно делать не для каждого сотрудника, а раз в месяц для всех новичков.
Знакомство с компанией
Наставничество
Наставник сопровождает новичка, отвечает на его вопросы, вводит в коллектив, подсказывает, к кому обращаться, где что искать, как развиваться профессионально, исправлять ошибки.
Сертифицированный профессионал в Talent Development Ольга Шалдыбина уточняет, что наставник — это не просто человек, который старше по должности, а специалист, которого нужно предварительно обучить.
- Познакомить с целью онбординга (улучшить воронку найма, привлечь талантливых выпускников, сократить время погружения в специфику работы и др.
- Пройти с ним путь новичка (оценить, с какими подводными камнями сотрудник столкнётся, какие из них можно заранее нивелировать, как организовать погружение, чтобы оно прошло плавно, сколько информации нужно новичку, чтобы он сам находил ответы на любые свои вопросы после периода адаптации).
- Показать, как обучать взрослых людей.
Обратная связь
Ведущий специалист по подбору и адаптации персонала ИнтернетУрока Яна Верас, акцентирует внимание на комфорте новичка:
1. Как настроение? 2. Как проходит погружение в работу? 3. Как считаешь, ты уже освоился на новом месте? 4. HR-отдел всё подробно рассказал в первый день? 5. Руководитель даёт обратную связь? 6. Как взаимоотношения с коллегами? 7. Как считаешь, что ещё может помочь тебе освоиться на новом месте? 8. Что изменить / добавить на период адаптации?
1. Как дела? 2. Как считаешь, за какое время ты полностью освоился на новом месте? 3. Что показалось самым сложным в этот период и почему? 4. Как считаешь, что ещё помогло бы тебе освоиться на испытательном сроке? 5. Руководитель своевременно давал обратную связь? 6. Какие взаимоотношения с коллегами? 7. Кого бы выделил в своём коллективе? Почему такой выбор? 8. Условия труда совпадают с озвученными на собеседовании? Если нет, расскажи об отличиях. 9. Какие остались пожелания?
Обучение
Сотрудник должен понимать, сможет ли развиваться в компании. Определите сильные и слабые стороны специалиста для его индивидуального плана обучения.
Корпоративные подарки
Геймификация
Важные мелочи
- Погружайте нового сотрудника в корпоративную культуру плавно. Не вываливайте кучу информации разом — человек только запутается.
- Отслеживайте процесс адаптации и корректируйте его по поведению, способностям специалиста.
- Поздравьте специалиста с окончанием испытательного срока, ему будет приятно осознавать, что и он, и вы сделали правильный выбор, проделали большую работу.