Как и зачем проводить exit-интервью: разборы кейсов и советы экспертов
Exit- или выходное интервью — это беседа с увольняющимся с целью удержать его в компании и понять, почему специалист уходит. Но вывести сотрудника на откровенный диалог зачастую сложно. В этой статье мы собрали от HR-директоров в разных отраслях лайфхаки, которые помогут расстаться с уходящими на позитивной ноте и сделать бизнес эффективнее.
Зачем нужно exit-интервью
1. Удержать ценные кадры. Если грамотно провести выходное интервью, сотрудник может изменить решение об уходе. Здесь важно, чтобы работодатель был готов подобрать решение проблемы, которое устроит обе стороны.
Похожим кейсом поделилась Ольга Вольвакова, старший менеджер по развитию персонала компании «Киберпротект»:
Бывает и так, что уволившиеся сотрудники возвращаются, когда замечают, что их компания готова к изменениям.
Материал по теме: Как провести беседу с ценным сотрудником, который хочет уволиться
2. Понять истинные причины ухода и выявить точки роста. Это поможет бороться с «текучкой» в будущем, повысить лояльность и мотивацию тех, кто остался.
3. Снять напряжение и негатив с сотрудника.Отработка негатива положительно скажется на HR-бренде, даже если сотрудник уйдет. Например, у специалиста будет меньше желания писать негативные отзывыо работе в компании.
Материал по теме: Ошибки, которые пятнают репутацию работодателя
В какой момент проводить выходное интервью
Устроить exit-интервью можно на разных этапах. Например, Екатерина Валихова считает, что лучше проводить беседу после всех расчетов и оформления документов. Так у сотрудника не будет страха давать честную обратную связь («Вдруг буду откровенным, и мне не заплатят/не отдадут трудовую» и т. п.).
С другой стороны, в таком случае уже не получится удержать специалиста. Для этой цели лучше проводить интервью, когда сотрудник только объявил об уходе.
Впрочем, ничего не мешает провести финальную беседу с увольняющимся в несколько этапов, используя разные форматы. Любовь Любимова, HRD АНОО «Школа-лаборатория „Новый взгляд“» использует в своей практике разные методы:
- Классическое выходное интервью
- Exit-опросы, в том числе анонимные
- Прощальное письмо
- Просто переписка с сотрудником в мессенджере
Например, можно провести доверительную беседу, когда сотрудник только объявил об увольнении. А после расчета отправить опросник, который он сможет заполнить дома, уже отработав последний день.
Но лучше действовать на опережение, считает Екатерина Вислобокова, руководитель отдела поиска и подбора персонала цифрового финсервиса Lime. То есть собирать обратную связь от сотрудников на разных этапах прямо с адаптации.
Похожей тактики придерживаются и в «Киберпротект».
Материал по теме: Как организовать новичкам адаптацию, чтобы они остались в компании надолго
Как говорить с сотрудником, чтобы тот «открылся»
Снять «блок» с сотрудника поможет доверительная обстановка. Вот несколько правил, которые помогут это сделать.
- Обозначьте цели интервью. Покажите, что для вас важно получить обратную связь, чтобы улучшить бизнес-процессы, создать комфортную обстановку для команды и т. д. Подчеркните значимость процедуры для компании.
- Привлекайте независимого интервьюера. Если опрос проводит прямой руководитель или коллега, получить правдивые ответы будет сложнее, чем если привлечь коллегу из смежного или HR-отдела.
- Бережно храните конфиденциальную информацию и корректно обрабатывайте результаты опросов.
- Задавайте открытые вопросы. Избегайте формулировок, на которые можно ответить «да» или «нет».
Какие вопросы задать сотруднику
Полезно иметь в компании специальную анкету. Заготовленные вопросы послужат отправной точкой и помогут обобщить полученную от разных сотрудников информацию, чтобы работать с ней системно. Но опросник должен быть гибким, от него можно и нужно уклоняться, подчеркивают эксперты. К каждому уходящему следует подобрать индивидуальный подход.
В Lime используют анкету, которая состоит из трех смысловых блоков:
- Информация о сотруднике (ФИО, отдел, должность).
- Оценка работы — условий труда, руководителя, коллектива, задач и т. д.
- Что нравилось в компании, что сотрудник рекомендует улучшить или изменить.
Мария Жукова, исполнительный директор «Staff-UP Consulting Group» рекомендует включить в анкету следующие вопросы.
- Можете ли назвать конкретные факторы, которые повлияли на решение покинуть компанию?
- Хватило ли вам возможностей для карьерного роста?
- Что бы изменили в этой должности и обязанностях?
- Чувствовали ли вы себя ценным для компании?
- Что мы могли бы улучшить, чтобы вы остались?
- Что бы посоветовали новому сотруднику, который придет на ваше место?
Ольга Вольвакова тоже поделилась своим «арсеналом» вопросов:
- Какие впечатления у вас остались от компании?
- Порекомендуете ли компанию своим друзьям?
- Как оцениваете программу well-being, какими бонусами воспользовались?
- Какое мнение сложилось о работодателе?
А в вашей компании проводят выходные интервью? Поставьте 👍, если да, и 👎, если нет.