Кажется, эмпатия мешает мне работать. Что делать?

Вы инстинктивно сопереживаете чужим эмоциям, на лету «считываете» людей и настраиваетесь на их волну? Поздравляем, вы — эмпат. Это прекрасное качество в личной жизни, но вот в рабочих вопросах могут возникнуть проблемы. Эмпатия в деловом общении — хитрый механизм, которым нужно пользоваться грамотно. Делимся с вами экспертными мнениями и советами на эту тему.

Это же часть soft skills!

Эмпатия — один из компонентов эмоционального интеллекта (EQ), который входит в перечень гибких надпрофессиональных навыков — soft skills.

«Согласно исследованиям технологического института Карнеги, 85% нашего финансового успеха связаны с лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. А по данным Brighton School of Business and Management, EQ на работе в два раза важнее hard skills, при этом 44% опрошенных сотрудников считают этот показатель отличительной чертой эффективных лидеров».
Екатерина Лай — менеджер по заботе о сотрудниках IT-компании Outlines Tech

Однако эмпатия в общении и в работе с клиентами не подлежит «прокачке», в отличие от других soft skills. Это врождённое качество: либо дано, либо нет. Такой талант отлично вписывается в современные подходы к бизнесу с его акцентами на переговоры и клиентоориентированностью. Мнение основателя первой в России школы практического менеджмента, действующего психолога Ольги Черкасовой:

«Как показывает практика, директивные, сухие, ультимативные подходы в бизнесе ушли в прошлое. На смену им пришла иная деловая среда, где умение слышать и слушать является основополагающим фактором успеха. Лучше всех с этой задачей справляются эмпаты».
Ольга Черкасова

Эмпатия: плюсы и минусы в работе

Начнём с приятных для эмпатов новостей. Умение интуитивно улавливать мотивы чужих поступков — мощный козырь в некоторых рабочих вопросах. Например:

⭐️ Эмпаты хорошие переговорщики. Они бессознательно считывают эмоции собеседника в беседе, чутко улавливают фальшь, предугадывают ход диалога.

⭐️ Этот soft skill незаменим в любых «помогающих» профессиях: HR-специалист, учитель, врач, психолог, тренер. Эмпатия в социальной работе помогает достичь больших профессиональных успехов.

⭐️ Эмпатичным руководителям проще выстроить доверительную атмосферу в коллективе, сплотить подчинённых перед важной задачей, сгладить межличностные конфликты.

⭐️ При работе с «токсичными» клиентами и партнёрами у эмпата больше шансов на конструктивный диалог.

Но у всякой монеты две стороны. Эксперты описывают ситуации, когда эмпатия мешает продуктивной работе сотрудника или ему самому. Пара ярких примеров побочного действия эмпатии от основателя и руководителя Национального центра коммуникаций Ольги Кеворковой:

Сочувствуешь коллеге, что у него заболел кот, отпускаешь человека пораньше — и делаешь за него работу.

Входишь в «положение» начальника — соглашаешься на небольшую зарплату.

В каких случаях эмпат особенно уязвим?


  • Манипуляции коллег и клиентов. Эмоциональная подстройка блокирует критическое мышление, человек начинает действовать в ущерб своим интересам или рабочим задачам. Например, чрезмерная эмпатия в работе с клиентами может вынудить сотрудника пренебречь своими прямыми обязанностями.
  • Критика и негатив по рабочим вопросам. Эмпаты часто принимают слова близко к сердцу. Например, начальник был в плохом настроении и резко прокомментировал результат работы. Чувствительный сотрудник начинает думать не о том, как решить проблему, а концентрируется на негативе. Время и силы тратятся впустую.
  • Тревожное инфополе. Все печальные новости эмпат впитывает и пропускает через себя, как губка. Это мешает абстрагироваться и сосредоточиться на рабочих задачах. Сейчас, в неспокойные времена, таким людям приходится тратить колоссальное количество энергии, чтобы «оставаться в строю».

Врач-психиатр Михаил Валуйский называет эмпатов заложниками сострадания:

«Сострадая чьей-то эмоции, мы начинаем испытывать точно такую же — в большей или меньшей степени. И эта эмоция пытается нами управлять. Например, в эмоции страха, тревоги заложен посыл спасаться и бежать. В эмоции злости заложена мотивационная составляющая нападать, агрессировать. В чувстве вины — желание извиниться. Так что эмоция — это тоже осмысление происходящего, поведенческий вывод, только очень быстрый и неточный».
Михаил Валуйский

Логично, что гипертрофированная эмпатия в деловом общении может привести к эмоциональному и умственному переутомлению, даже выгоранию.

Где золотая середина?

Во-первых, помните: ваша «сверхспособность» — это органическая часть личности. Не нужно отказываться от неё и запрещать себе сочувствовать людям в рабочее время. Это приведёт к внутренним конфликтам и эмоциональному напряжению.

Во-вторых, соблюдайте психоэмоциональную гигиену. Старайтесь дистанцироваться от «токсичных» коллег и партнёров или хотя бы не обслуживать их эмоциональные интересы. Не забывайте подзаряжать себя позитивом — тут сгодится любое средство: от мемов с котиками до прогулки по парку во время обеденного перерыва.

«Эмпатичному человеку крайне важно иметь позитивное мировоззрение, избавиться от внутренних комплексов, жалости к себе и стремиться к осознанному состоянию разума и психики».
Владимир Меньшенин — убеждён частный предприниматель в сфере инженерных коммуникаций, IT 

В-третьих, постарайтесь стать эмпатичным... к самому себе, чтобы сохранить равновесие. Иначе вы никому не поможете, а только навредите своей нервной системе.

«Это как в самолёте: наденьте кислородную маску сначала на себя, а потом на ребёнка. Забота о своих чувствах и выстраивание личных границ помогут сохранить ментальное здоровье и использовать эмпатию для построения карьеры».
Екатерина Лай

Предотвращайте эмоциональные срывы и не устраивайте себе марафон на выносливость

  • Вовремя берите отпуск.
  • Расслабляйтесь в выходные, убирайте рабочие переживания из зоны отдыха.
  • Не тратьте на работу «25 часов в сутки», находите время на семью и хобби, чтобы подпитывать себя положительными эмоциями.
  • Не забывайте про здоровый сон: выключайте уведомления из чатов, не берите лишних проблем «в ночь».

В-четвёртых, всегда можно поставить угнетающую ситуацию на паузу. Например, если вы чувствуете, что эмоции коллеги/начальника/партнёра/клиента переполняют вас, а эмпатия мешает работать, — просто вежливо прервите разговор, возьмите тайм-аут под благовидным предлогом. Посчитайте до ста, послушайте любимый трек в наушниках, успокойтесь и вернитесь к адекватному состоянию.

Мажорный аккорд для оптимистичного финала😊 Вы не можете контролировать появление чувств, а вот проявление — можете.

«Обратить минусы эмпатии в плюсы — это чувствовать то, что ты чувствуешь. Но при этом поступать так, как тебе нужно, а не так, как это чувствование диктует».
Михаил Валуйский