Кажется, эмпатия мешает мне работать. Что делать?
Вы инстинктивно сопереживаете чужим эмоциям, на лету «считываете» людей и настраиваетесь на их волну? Поздравляем, вы — эмпат. Это прекрасное качество в личной жизни, но вот в рабочих вопросах могут возникнуть проблемы. Эмпатия в деловом общении — хитрый механизм, которым нужно пользоваться грамотно. Делимся с вами экспертными мнениями и советами на эту тему.
Это же часть soft skills!
Эмпатия — один из компонентов эмоционального интеллекта (EQ), который входит в перечень гибких надпрофессиональных навыков — soft skills.
Однако эмпатия в общении и в работе с клиентами не подлежит «прокачке», в отличие от других soft skills. Это врождённое качество: либо дано, либо нет. Такой талант отлично вписывается в современные подходы к бизнесу с его акцентами на переговоры и клиентоориентированностью. Мнение основателя первой в России школы практического менеджмента, действующего психолога Ольги Черкасовой:
Эмпатия: плюсы и минусы в работе
Начнём с приятных для эмпатов новостей. Умение интуитивно улавливать мотивы чужих поступков — мощный козырь в некоторых рабочих вопросах. Например:
⭐️ Эмпаты хорошие переговорщики. Они бессознательно считывают эмоции собеседника в беседе, чутко улавливают фальшь, предугадывают ход диалога.
⭐️ Этот soft skill незаменим в любых «помогающих» профессиях: HR-специалист, учитель, врач, психолог, тренер. Эмпатия в социальной работе помогает достичь больших профессиональных успехов.
⭐️ Эмпатичным руководителям проще выстроить доверительную атмосферу в коллективе, сплотить подчинённых перед важной задачей, сгладить межличностные конфликты.
⭐️ При работе с «токсичными» клиентами и партнёрами у эмпата больше шансов на конструктивный диалог.
Но у всякой монеты две стороны. Эксперты описывают ситуации, когда эмпатия мешает продуктивной работе сотрудника или ему самому. Пара ярких примеров побочного действия эмпатии от основателя и руководителя
Сочувствуешь коллеге, что у него заболел кот, отпускаешь человека пораньше — и делаешь за него работу.
Входишь в «положение» начальника — соглашаешься на небольшую зарплату.
В каких случаях эмпат особенно уязвим?
- Манипуляции коллег и клиентов. Эмоциональная подстройка блокирует критическое мышление, человек начинает действовать в ущерб своим интересам или рабочим задачам. Например, чрезмерная эмпатия в работе с клиентами может вынудить сотрудника пренебречь своими прямыми обязанностями.
- Критика и негатив по рабочим вопросам. Эмпаты часто принимают слова близко к сердцу. Например, начальник был в плохом настроении и резко прокомментировал результат работы. Чувствительный сотрудник начинает думать не о том, как решить проблему, а концентрируется на негативе. Время и силы тратятся впустую.
- Тревожное инфополе. Все печальные новости эмпат впитывает и пропускает через себя, как губка. Это мешает абстрагироваться и сосредоточиться на рабочих задачах. Сейчас, в неспокойные времена, таким людям приходится тратить колоссальное количество энергии, чтобы «оставаться в строю».
Врач-психиатр Михаил Валуйский называет эмпатов заложниками сострадания:
Логично, что гипертрофированная эмпатия в деловом общении может привести к эмоциональному и умственному переутомлению, даже выгоранию.
Где золотая середина?
Во-первых, помните: ваша «сверхспособность» — это органическая часть личности. Не нужно отказываться от неё и запрещать себе сочувствовать людям в рабочее время. Это приведёт к внутренним конфликтам и эмоциональному напряжению.
Во-вторых, соблюдайте психоэмоциональную гигиену. Старайтесь дистанцироваться от «токсичных» коллег и партнёров или хотя бы не обслуживать их эмоциональные интересы. Не забывайте подзаряжать себя позитивом — тут сгодится любое средство: от мемов с котиками до прогулки по парку во время обеденного перерыва.
В-третьих, постарайтесь стать эмпатичным... к самому себе, чтобы сохранить равновесие. Иначе вы никому не поможете, а только навредите своей нервной системе.
Предотвращайте эмоциональные срывы и не устраивайте себе марафон на выносливость
- Вовремя берите отпуск.
- Расслабляйтесь в выходные, убирайте рабочие переживания из зоны отдыха.
- Не тратьте на работу «25 часов в сутки», находите время на семью и хобби, чтобы подпитывать себя положительными эмоциями.
- Не забывайте про здоровый сон: выключайте уведомления из чатов, не берите лишних проблем «в ночь».
В-четвёртых, всегда можно поставить угнетающую ситуацию на паузу. Например, если вы чувствуете, что эмоции коллеги/начальника/партнёра/клиента переполняют вас, а эмпатия мешает работать, — просто вежливо прервите разговор, возьмите тайм-аут под благовидным предлогом. Посчитайте до ста, послушайте любимый трек в наушниках, успокойтесь и вернитесь к адекватному состоянию.
Мажорный аккорд для оптимистичного финала😊 Вы не можете контролировать появление чувств, а вот проявление — можете.