Негативисты и нытики в коллективе: как с ними уживаться
Пошаговая инструкция для тех, кому не повезло работать с хроническими жалобщиками и демотиваторами. Два бизнес-тренера, психолог и владелец сети магазинов объясняют, как выставить границы и настроить «всепропальщика» на конструктивный лад.
Шаг #1: отмежеваться
Нытье и упаднические настроения токсичны для коллектива — мешают командной работе, демотивируют на сложных задачах, провоцируют конфликты. У кого-то негативисты вызывают жалость, кого-то откровенно бесят. Коллеги закатывают глаза и готовятся к свежей порции: «Ну, сейчас придет Таня и начнет плакаться, как все плохо».
Отсюда первый совет — защитить здоровый эмоциональный фон и вовремя отстроиться. Иван Кулаков — собственник и основатель федеральной сети магазинов «Полигон» — подчеркивает:
Материал по теме: Кажется, эмпатия мешает мне работать. Что делать?
Шаг #2: разобраться в механике
Евгений Гиберт, психотерапевт и клинический психолог, предлагает условно разделить негативных коллег на две группы:
- Демотиваторы — обесценивают работу, подчеркивают ее ненужность или бессмысленность.
- Нытики — постоянно жалуются на проблемы, трудности и препятствия в рабочей среде.
Причины могут быть разными — от личных проблем и низкой самооценки до травмирующего опыта в прошлом. Но в обоих случаях человек уверен в своей беспомощности. Он грустит, злится, жалуется, но ничего не предпринимает, чтобы изменить ситуацию. А побочный «продукт» — негатив — изливает на окружающих. Так часто ведут себя люди с реактивным мышлением — почитайте, чем оно отличается от проактивного.
Шаг #3: попытаться помочь
Не спешите вешать на коллегу ярлык нытика-всепропальщика. Вдруг человеку действительно нужна помощь или совет, как увидеть новые возможности. Держите схему экспресс-проверки от Антонины Лебединской, бизнес-тренера Moscow Business School, эксперта по менеджменту и личной эффективности.
- Получите от коллеги подтверждение, что ему не нравится, как обстоят дела.
- Спросите, что именно в ситуации зависит от него, и какие его действия могли бы изменить картину.
- Предложите свои идеи в формате: «А что будет, если ты сделаешь...»?
- Поделитесь опытом, как преодолели похожую ситуацию.
- Если человек все равно остался в позиции «жаловаться и ничего не делать», зафиксируйте это в разговоре — пусть подтвердит, что не готов к активным действиям.
Эта лакмусовая бумажка покажет — нужна человеку помощь или просто «жилетка». При втором варианте можете пропускать мимо ушей негатив коллеги, вы не нанимались быть личным психотерапевтом.
Но бывает и так, что человеку стоит один раз помочь, поддержать, направить мысль в нужную сторону, а дальше он справится сам, считает Евгений Гиберт.
Шаг #4: перенаправить энергию нытья в конструктив
Негативные излияния забирают много сил и времени, но не решают проблему. Попробуйте донести до коллеги народную мудрость «слезами горю не поможешь» и акцентируйте этот момент при каждом его приступе погрустить. Иван Кулаков советует систематически подталкивать негативиста к действиям:
Дальше вероятны два сценария. Первый — коллега прислушается, приободрится, станет меньше поддаваться эмоциям и больше действовать. Второй — утратит к вам интерес как к «жилетке». Возможно, найдет себе собеседника по душе — будут жаловаться друг другу, как все плохо.
Материал по теме: Что делать, если работа начала казаться бессмысленной?
А почему бы таких сразу не увольнять?
В коллективе зреет логичный вопрос — куда начальство смотрит, зачем этого нытика держат в команде. Отвечает Антонина Лебединская:
На заметку руководителям
Иногда работник нытьем проверяет вас «на прочность» — пытается выгадать для себя особые условия. Леонид Иваненков, CEO компании
Первое — никогда не поддаваться на нытье, уговоры и торги. Как только вы это сделаете, сотрудник будет приходить жаловаться еще чаще.
Второе — на каждый запрос давать альтернативу. Например, сотрудница говорит:
— Леонид, жизнь так несправедлива, я пришла сегодня на полчаса раньше, столько работала! Можно я уйду пораньше?
— Ольга, ты молодец, много дел накопилось? Понимаю. Я тоже часто прихожу заранее, а ухожу позже всех. Ты можешь уйти на 15 минут раньше, только сначала сделай вот эти задачи.
Жалобщица быстро поняла тактику и перестала обращаться к начальнику без острой необходимости.
Есть и другой нюанс — негативист может быть ценным специалистом. Если его профессиональные качества идут на пользу бизнесу, придется смириться с неприятными особенностями характера. Тогда пролистайте вверх к шагу #1 — отстройтесь и расставьте четкие границы.
Поставьте 👍 и не поддавайтесь унынию.